18:04 Жизненный путь Его Святейшества Далай-ламы XIV | |||||||||||||||||||
Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб
получил новое имя – Джецун Джампел
Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных
переводов этих многочисленных эпитетов:
"Святой", "Нежная слава",
"Великомилосердный", "Защитник
веры", "Океан мудрости". Тибетцы
обычно называют его Йеше Норбу –
"Всеисполняющая драгоценность",
или просто Кундун – "Присутствие". Обучение Далай-ламы проходило по
традиционной тибетской системе с двумя
официальными наставниками – Лингом
Ринпоче и Триджангом Ринпоче. В программу обучения входили "пять
больших наук" (логика, тибетское
искусство и культура, санскрит, медицина,
буддийская философия) и "пять малых"
(поэзия, музыка и драматическое искусство,
астрология и словесность). 17 ноября 1950 года, после вступления в
Тибет войск Народной Освободительной
Армии Китая, Его Святейшество Далай-лама,
которому было тогда всего 16 лет, принял
на себя политические полномочия, став
главой государства и правительства. В
течении девяти лет Далай-лама непрестанно
делал попытки мирного урегулирования
тибето-китайского конфликта с властями
КНР. В 1954 он едет в Пекин для проведения
мирных переговоров с Мао Цзе-дуном и
другими китайскими лидерами, в том числе
с Джоу Эн-лаем и Дэн Сяо-пином. В 1956,
посещая Индию в рамках празднования
2500-летия со дня рождения Будды, он
проводит ряд встреч с премьер-министром
Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром
Китая Джоу Эн-лаем для обсуждения
обострившейся ситуации в Тибете. Однако
усилия Его Святейшества по мирному
урегулированию тибето-китайского
конфликта сводились на нет жёсткой
политикой Пекина в восточном Тибете,
которая приводила к разрушению
традиционного образа жизни Тибетцев.
Повсеместно насождалось создание
колхозов, устранялось кочевничество,
уничтожались монастыри (так в целом
6000 буддийских монастырей были разрушены). Жёсткая политика властей КНР в Тибете
повлекла за собой народные волнения.
Движение сопротивления быстро
распространилось по всему Тибету и 10
марта 1959 года в столице Тибета Лхасе
вспыхнуло беспрецедентное по своему
размаху народное восстание. Его участники
требовали от китайских властей уйти из
Тибета и утверждали независимость своей
страны. Тибетское народное восстание
было жестоко подавлено китайской армией.
Эти события привели к тому, что в ночь
на 17 марта 1959 года Его Святейшество
Далай-лама XIV был вынужден оставить
Лхасу и эмигрировать в предоставившее
ему пристанище политическое убежище в Индию. Сформировав новое тибетское правительство в изгнании, Его Святейшество поставил первоочередную задачу в выживании тибетцев в ословиях изгнания и в спасении своей традиции и культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием которых стало сельское хозяйство. Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств (TIPA), а также Центральный институт высшей тибетологии – высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей. За прошедшие в изгнании годы, своей деятельнрстью Далай-лама сумел добиться не только восстановления в Индии основных монастырских тибетских центров, но и прогресса в традиционной системе образования и структуре общественного самоуправления тибетской диаспоры. С целью защитить права своего народа, Его Святейшество Далай-лама XIV как светский лидер Тибета включился в международную общественную жизнь. На протяжении десятилетий, посещая страны Запада и Востока, он неуклонно проповедовал и развивал идею ненасилия как основы жизни человеческого сообщества; сострадания и любви – как всемирной религии и также идею всеобщей ответственности. Замечательно, что он не только проповедовал эти идеи, но и воплощал их в жизнь в сфере межрелигиозных отношений и политики, продолжая искать решение тибетской проблемы исключительно с позиций принципа ненасилия. Начиная с первых лет изгнания, Его Святейшество неоднократно обращался в Организацию Объединённых Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. В 1963 году Его Святейшество провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модели будущего свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Его Святейшество постоянно подчёркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста. Составной частью буддийского мировоззрения Далай-лама считает экологический подход к положению человека в мире. Теме экологии посвящены многие его выступления, включая знаменитый "План мира из пяти пунктов", изложенный в 1987 году на Совещании Конгресса США по правам человека. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод. В согласии с этим планом решение тибетской проблемы виделось в компромиссном варианте статуса Тибетской автономии. План представал как программа превращения всей территории Тибета в зону мира, выведения китайских войск и очищения земли от ядерного оружия, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения радиоактивных отходов. План предусматривал восстановление и охрану окружающей среды: создания уникального природного заповедника – крупнейшего биосферного парка и "лаборатории" духовной практики, а также превращения Тибета в прибежище для всех организаций, которые выступают за укрепление мира и защиту всех форм жизни. 15 июня 1988 года в Страсбурге Его Святейшество выдвинул расширенный вариант "Плана из пяти пунктов", предложив демократическое самоуправление в Тибете "в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой". 2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям. 9 октября 1991 года выступая в Йельском университете в США, Его Святейшество Далай-лама XIV сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы лично оценить сложившуюся политическую ситуацию. "Я очень беспокоюсь, – сказал он, – что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путём переговоров". С 1967 года Его Святейшество Далай-лама предпринял ряд путешествий по странам расположенным на пяти континентах Земли, побывав в 46 странах мира. Его Святейшество трижды посещал СССР – в 1979, 1982 и 1986 годах. В начале 90-х также ездил в Россию. Так в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию, а в 1994 году вновь побывал в Москве. В 1996 году по дороге в Монголию Его Святейшество Далай-лама вновь посещает Москву, а в ноябре 2004 года после десятилетнего перерыва, Его Святейшество приезжал с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия. Однако, действующая власть решила не принимать Далай-ламу, чтобы не портить отношения из КНР. Велика роль Его Святейшества Далай-ламы в отстаивании не-сектантского подхода к буддийскому Учению и традициям как в самом тибетском обществе, так и в западном мире. Передавая практики и учения всех четырёх школ тибетского буддизма и постоянно подчёркивая их равную ценность и фундаментальное единство, Его Святейшество Далай-лама выступает как один из основных лидеров буддистов всего мира. В 1981 Его Святейшество беседовал с
епископом Кентерберийским Робертом
Ранси и другими лидерами англиканской
церкви в Лондоне. Он также встретился
с лидерами исламской, римской католической
и иудейской церквями и выступил на
конгрессе мировых религий, где в его
честь была проведена межконфессиональная
служба. "Я всегда верю, – говорил он, – что
гораздо лучше, если у нас будет широкое
разнообразие религий, широкое разнообразие
философий, нежели одна религия или
философия. Это необходимо в силу того,
что у людей разные ментальные наклонности.
У каждой религии есть свои уникальные
идеи и методы. Изучая их, мы обогатим
собственную веру". Пример уникальной личности этого монаха-мыслителя-политика имел значение для профессионалов большой мировой политики. Такие работы Далай-ламы как: "Place of Ethics and Morality in Politics" (Место нравственности и морали в политике); "Spiritual Contribution to Social Progress" (Вклад духовности в социальный прогресс); "Compassion in Global Politics" (Сострадание в мировой политике), "The Global Community and the Need for Universal Responsibility" (Мировое сообщество и потребность во всеобщей ответственности), были высоко оценены во всём мире. Вручая Его Святейшеству премию имени
Рауля Валленберга (совещание Конгресса
США по правам человека), конгрессмен
Том Лантос отметил: "Мужественная
борьба Его Святейшества Далай-ламы
свидетельствует о том, что он является
ведущим лидером в борьбе за права
человека и мир во всём мире. Его
неиссякаемое стремление положить конец
страданию тибетского народа посредством
мирных переговоров и политики примирения
требует колоссального мужества и
жертвенности". Среди многочисленных премий и наград,
присуждённых Его Святейшеству за его
заслуги в борьбе за мир и соблюдение
прав человека: филиппинская премия
Магсейсея (известная как "Нобелевская
премия Азии"); гуманитарная премия
имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США);
премия имени доктора Леопольда Лукаса
(Германия); "Премия памяти" (фонд
Даниэля Миттерана, Франция); "Награда
за лидерство в области миротворческой
деятельности" (фонд "Ядерного
века", США); награда "За мир и
объединение" (Национальная мирная
конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая
премия Фонда Сарториуса (Германия). Гуманистическая деятельность Его
Святейшества Далай-ламы XIV получившая
широкое признание в мире, выразилось в
присуждении ему Нобелевской премии
мира в 1989 году. Решение норвежского
Нобелевского комитета о присуждении
Премии мира Его Святейшеству Далай-ламе
вызвало одобрение всего мирового
сообщества (за исключением Китая).
Комитет подчеркнул, что "Далай-лама
в своей борьбе за освобождение Тибета
неуклонно выступает против применения
насилия. Он призывает к поиску мирного
решения, основанного на терпимости и
взаимном уважении, с целью сохранения
исторического и культурного наследия
своего народа". Свою жизненную философию Его Святейшество
Далай-лама выражает на встречах с
политическими, общественными и
религиозными деятелями, а также в
многочисленных публичных лекциях
проходящих в разных странах мира и
открытых публикациях. Наиболее популярной
публикацией в мире является статья Его
Святейшество Далай-ламы "A Human Approach
to World Peace" (Человеческий подход к миру
на земле), представляющей какбы кредо
его мировоззрения. Из специальных работ
Его Святейшества Далай-ламы XIV по проблеме
экологии известны: "Tree of Life. Buddhism and
Protection of Nature. With a Declaration on Environmental Ethics by
His Holiness The Dalai Lama (Древо жизни. Буддизм и
защита природы. С Декларацией Его
Святейшества по природозащитной этике);
"His Holiness the XIV Dalai Lama on the Environment", – в
русском переводе: Его Святейшество
Далай-лама XIV. Жизнь на Земле: Лекции и
статьи по проблеме экологии. Сборник.
М., 1996.
За матеріалами Голос UA на РФ
Також читайте:
| |||||||||||||||||||
Категорія: Біографії. Довідки. Рецепти | Переглядів: 2957 | Додав: holos |
Всього коментарів: 0 | |