18:00 Галилео Галилей: И всё-таки Земля вертится! Продолжение | |||||||||
Галилей ответил двумя письмами,
носящими явно коперниканский характер.
Одно из них - к аббату Кастелли (ученику
Галилея) - послужило поводом к прямому
доносу на Галилея в инквизицию. В этих
письмах Галилей призывал придерживаться
буквальной интерпретации любого
фрагмента Библии, если только из
какого-нибудь другого источника не
следует "явное доказательство"
того, что буквальное толкование приводит
к ложным выводам. Такой заключительный вывод не противоречил мнению, высказанному ведущим римским теологом, кардиналом Беллармином, согласно которому, если бы было найдено "реальное доказательство" движения Земли, то в буквальную интерпретацию Библии следовало бы внести изменения. Поэтому против Галилея не было предпринято никаких действий. Тем не менее до него дошли слухи о доносе, и в декабре 1615 он едет в Рим. Защититься от обвинений в ереси Галилею удалось: прелаты и кардиналы, даже сам папа Павел V принимали его как ученую знаменитость. Тем временем, однако, был подготовлен удар по учению Коперника: 5 марта 1616 был опубликован декрет Священной Конгрегации по вопросам веры, в котором учение Коперника объявлялось еретическим, а его сочинение О вращении небесных сфер вносилось в "Индекс запрещенных книг". Имя Галилея не упоминалось,
однако Священная Конгрегация поручила
Беллармину "увещевать" Галилея и
внушить ему необходимость отказаться
от взгляда на теорию Коперника как на
реальную модель, а не как на удобную
математическую абстракцию. Галилей
вынужден был подчиниться. Отныне он фактически не мог проводить какую бы то ни было научную работу, поскольку в рамках аристотелевских традиций он эту работу не мыслил. Но Галилей не смирился и продолжал осторожно собирать доводы в пользу учения Коперника. "Диалог" Галилея вошел в историю естествознания как символ гражданского мужества ученого и как яркая демонстрация торжества учения Коперника о Вселенной. Галилей провёл в Падуе 18 лет.
В сентябре 1610 г. он вернулся в родную
Флоренцию и продолжил телескопические
наблюдения. Здесь он наблюдал Сатурн и
вновь, как в июле 1610 г. в Падуе, увидел
звездообразные придатки по сторонам
Сатурна и начал размышлять о "тройственности"
этой планеты. Только в 1655 г. Христиан
Гюйгенс понял, что Галилей обнаружил
кольца Сатурна. Во Флоренции в октябре
1610 г. Галилей открыл фазы Венеры, похожие
на фазы Луны. Учёный сделал вывод, что
Венера и другие планеты не светятся, а
лишь отражают свет Солнца. При этом фазы
планеты меняются так, что стало бесспорным:
Венера движется не вокруг Земли, а вокруг
Солнца. Тогда же Галилей обнаружил на
Солнце тёмные пятна. Эти пятна в конце
1610 г. и в начале 1611 г. независимо от
Галилея наблюдали в телескопы английский
математик Хэррисон, голландский астроном
Йоханнес Фабрициус и немецкий учёный-иезуит
Христоф Шейнер. Все наблюдатели отмечали, что пятна перемещаются по диску Солнца от восточного к западному краю. Шейнер считал, что пятна - небольшие планеты, обращающиеся вокруг Солнца. Фабрициус, как и Галилей, понял, что пятна находятся на вращающемся Солнце. Поэтому и скорость пятна в середине солнечного диска больше, а когда оно достигает края диска - меньше. Галилей обнаружил, что центральная часть пятна темнее его краёв, что пятна появляются группами, чаще всего наблюдаются в пределах двух поясов по обеим сторонам от солнечного экватора и никогда не видны вблизи полюсов Солнца. Новые открытия подтверждали систему мира Коперника. У Галилея появилось желание написать большой трактат о своих наблюдениях и о гелиоцентрической системе мира. Весной 1611 г. он поехал в Рим, чтобы попытаться убедить Ватикан в справедливости системы Коперника и добиться разрешения на публикацию задуманной книги. В Риме перед членами папской коллегии Галилей выступил с несколькими докладами, он показал отцам-иезуитам в свой телескоп горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце и звёзды Млечного Пути. Римская коллегия подтвердила и благосклонно приняла открытия Галилея и отвела от него частные обвинения в ереси. Глава инквизиции кардинал Беллармино обсуждал с Галилеем проблему, как должен католик рассматривать систему Коперника в связи с Библией. В 1613 г. Галилей выпустил книгу "История и демонстрация солнечных пятен". В этом труде он вполне определённо высказался в пользу гелиоцентрической системы. Галилей отстаивал в нём свой приоритет в открытии пятен перед Шейнером и доказывал, что пятна не являются планетами, а находятся на поверхности Солнца. Его книга была встречена благосклонно в самых высоких церковных кругах, но в это же время начали действовать противники Галилея. Случилось так, что на званном
обеде у герцога Тосканского физик
Боскалья изложил герцогине Кристине
свои сомнения относительно теории
Коперника. В дискуссии принимал участие
ученик Галилея аббат Кастелли. Он настоял
на том, чтобы обратиться к Галилею и
обсудить соотношение Библии с астрономией. В декабре 1613 г. Галилей написал письмо Кастелли, в котором позволил себе неосторожное толкование Библии. Это письмо стало широко известно и встретило резкий отпор в богословских кругах. Доминиканец Каччини в начале 1614 г. обрушился с нападками на Галилея, объявив, что христианская религия несовместима с учением о движении Земли. Копия письма Галилея поступила в инквизицию, которая в феврале 1615 г. начала дело против учёного. В том же году Галилей написал трактат под заглавием "Письмо к Великой герцогине Кристине". В нём он развивал теорию двойственной истины: есть истины науки, открывающиеся нам в опытах и необходимых доказательствах, и есть истины веры, религии. Это два разных мира, две самостоятельные сферы духа, которые не зависят друг от друга. Знания - не судья истинной вере, религия - не судья корректной науке. Во времена Галилея главные притязания на монополию истины исходили только от Церкви. Он писал:
Конечно же, и это письмо было приобщено инквизицией к делу Галилея. Галилей верил в прочность своего положения и могущество своего покровителя Козимо Медичи. В декабре 1615 г. он прибыл в Рим, чтобы защищаться перед Папой Павлом V. 24 февраля 1616 г. Священная коллегия Римской инквизиции сделала заключение, что учение о движении Земли "ложно и нелепо, формально еретично и противно Священному Писанию". 25 февраля кардинал Беллармино в своих личных апартаментах увещевал Галилея.5 марта 1616 г. вышел декрет, который запретил учение Коперника. Гелиоцентрическая система была допущена только как математическая гипотеза, позволяющая более точно рассчитывать координаты небесных тел. В 1623 г. появилась книга Галилея "Пробирных дел мастер". Он посвятил её новому Папе Урбану VIII, и она была принята им благосклонно. Весной 1624 г. Галилей отправился в Рим и на шести аудиенциях беседовал с Урбаном. Папа одарил Галилея подарками, но отказался даже слышать об отмене декрета своего предшественника. Учёный вернулся во Флоренцию с уверенностью, что ему удалось разогнать тучи над своей головой. Галилей завершил работу над первой научно-просветительской книгой, написанной в защиту Коперника, - "Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Ко-перниковой". Рукопись была готова в конце 1629 г. Написанная на итальянском языке, она была доступна всей образованной Италии. Галилей использовал традицию Платона - беседу людей разных взглядов. В 1630 г. он отправился в Рим, чтобы получить разрешение на издание книги. Для одобрения Галилей послал в Рим только введение и заключение своей книги. В 1632 после долгих мытарств был
опубликован его замечательный труд
Диалоги о двух важнейших системах мира
- Птолемеевой и Коперниковой (Dialogo sopra i
due massimi sistemi del mondo ptolemaico e copernicano). Согласие
на издание книги дал папа Урбан VIII (друг
Галилея, бывший кардинал Маффео Барберини,
вступивший на папский престол в 1623), а
Галилей в предисловии к книге, усыпляя
бдительность цензуры, заявлял, что хотел
лишь подтвердить справедливость
запрещения учения Коперника. Свой знаменитый труд Галилей написал в виде бесед: три персонажа обсуждают различные доводы в пользу двух систем мироздания - геоцентрической и гелиоцентрической. Автор не становится на сторону ни одного из собеседников, но у читателя не остается сомнений в том, что победителем в споре является коперниканец. Враги Галилея, ознакомившись
с книгой, сразу поняли, что именно хотел
сказать автор. Через несколько месяцев
после выходы книги был получен приказ
из Рима прекратить ее продажу. Галилей
по требованию инквизиции прибыл в
феврале 1633 в Рим, где против него начался
процесс. Его признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению. 22 июня 1633 он был вынужден, стоя на коленях, публично отречься от учения Коперника. Ему было предложено подписать акт о своем согласии впредь никогда не утверждать ничего, что могло бы вызвать подозрения в ереси. С учетом этих выражений покорности и раскаяния трибунал заменил тюремное заключение домашним арестом, и Галилей 9 лет оставался "узником инквизиции". "Диалоги" длятся четыре дня, его ведут три собеседника, два безвременно умерших ученика, два друга Галилея - учёный флорентиец Филиппе Сальвиати и любознательный, пылкий венецианец Джованни Сагредо, который выступает арбитром в споре Сальвиати с аристотелеанцем и схоластом Симпличио (итал. "Простак"), лицом вымышленным. В Первый день собеседники обсуждают сходство земного и космического мира, возможность Земли называться планетой. Описываются все наблюдения Луны, которые выполнил Галилей. В этот же день они говорят об учении Аристотеля о движении. Сальвиати соглашается с утверждением Аристотеля, что круговое движение самое естественное и должно быть присуще небесным телам. (И это было написано через 23 года после Кеплерова доказательства эллиптичности планетных орбит!). Во Второй день обсуждается вращение Земли вокруг оси. Сальвиати и Сагредо отмечают, что движение Земли как целого неощутимо для её обитателей, но зато позволяет совершенно естественно объяснить сразу множество наблюдаемых явлений. Неощутимость вращения Земли связана с таким свойством тел, которое Галилей назвал "неистребимо запечатленным движением", а Кеплер - инерцией. На Третий день разговор посвящён обращению Земли вокруг Солнца и строению Вселенной. Дискуссия начинается с оценок расстояний до Луны и Солнца и обзора свойств оптических приборов. Затем описаны наблюдения Медичейских светил и солнечных пятен, фаз Венеры, прямые и попятные движения планет. Сальвиати затрагивает проблему, связанную с тем, что вследствие годичного движения Земли должны наблюдаться годичные смещения звёзд. Эти смещения, по его мнению, очень малы из-за большой удалённости звёзд. Их можно будет обнаружить, если увеличить точность наблюдений и следить за относительным перемещением двух близких звёзд, различающихся по яркости. Превосходящую по яркости можно считать более близкой, тогда у неё годичное смещение больше, чем у более далёкой звезды. Здесь Галилей описывает метод дифференциальных параллаксов, который позволил в XIX в. обнаружить первые параллаксы звёзд. Из монолога Сальвиати следует, что Галилей полагает, что звёзды находятся на разных расстояниях от Солнца, т. е. он фактически отказывается от понятия небесной сферы, покрытой неподвижными звёздами. В течение Четвёртого дня обсуждаются морские приливы и отливы. Галилей до конца дней своих надеялся, что приливные явления послужат решающим физическим доказательством сразу двух движений Земли - вращения и обращения. За время суток векторы этих движений для какого-то района Земли то складываются, то вычитаются. И в море вода колышется от берега к берегу, как в качающемся корыте. Галилей запальчиво отверг гипотезу Кеплера о связи приливов с притяжением Луны. Сальвиати говорит: "Однако из всех значительных мужей, обративших свои размышления к этому удивительному явлению природы, удивляюсь я более Кеплеру, чем любому другому. Как мог он при своём свободном образе мыслей и глубоком взгляде на вещи, да имея ещё в руках учение о движении Земли, внимать с одобрением таким дикостям, как власть Луны над водами, скрытые качества, да и прочим сказкам для детей?". Но прав оказался Кеплер. В предисловии к "Диалогу" Галилей прикрывает иронией своё отношение к теории Коперника. Однако небывалый успех книги привёл в крайнее раздражение врагов Галилея. Они убедили папу Урбана, что в лице простака Симпличио изображён именно он. В августе 1632 г. была запрещена продажа "Диалога", но к тому времени почти весь тираж уже разошёлся. В сентябре Священная коллегия вызвала Галилея в Рим. Он был болен, однако его просьбу об отсрочке отклонили. 70-летний старец прибыл в Рим 13 февраля 1633 г. и остановился на вилле Медичи. Процесс начался в апреле. Галилей выбрал тактику отговорок и увёрток, избегал ясных высказываний. Но утомительные допросы, угроза пыток сломили его. Галилея признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению. После объявления приговора он, стоя на коленях, произнёс отречение от своих "заблуждений". Папа заменил тюремное заключение ссылкой на загородной вилле Великого герцога. Позже Галилея перевезли во Флоренцию и заключили на его собственной вилле Арчетри без права выезда. Последние годы жизни учёного протекали под строгим надзором инквизиции, Галилей почти всё время болел и постепенно терял зрение. В июне 1637 г. он ослеп на правый глаз. Однако Галилей ещё успел обнаружить и изучить явление либрации (от лат. librare - "раскачивать") - покачивания Луны, благодаря которому наблюдатель с Земли может видеть больше половины поверхности нашего спутника. Затем наступила полная слепота. В Арчетри учёный написал новую книгу "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук, механики и законов падения". Ему удалось передать рукопись французскому послу в Риме графу де Ноэлю, своему бывшему студенту. Де Ноэль отправил "Беседы" в Голландию в обход римской цензуры. "Беседы" были изданы в
Лейдене в 1638 г. Так же как история статики
начинается с Архимеда, историю динамики
открывают "Беседы" Галилея. Беседа
продолжается между знакомыми героями
"Диалога". В этот раз они обсуждают
свободное падение тел, качание маятника,
прочность механизмов, вычисляют площади,
объёмы тел. Затем собеседники ведут
речь о применении закона рычага в
различных механизмах, о равноускоренном
движении, о движении тела, брошенного
под углом к горизонту, и убеждаются, что
максимальная дальность полёта достигается,
если угол равен 45°. Уже после выхода Бесед Галилей сделал свое последнее астрономическое открытие - он обнаружил либрацию Луны (небольшие периодические покачивания Луны относительно центра). В 1637 зрение Галилея стало ухудшаться, и в 1638 он полностью ослеп. Окруженный учениками (В.Вивиани, Э.Торричелли и др.), он тем не менее продолжал работать над приложениями к Беседам и над некоторыми экспериментальными проблемами. Галилей сделал всё,
что хотел. В 1641 здоровье Галилея резко
ухудшилось, 8 января 1642 г. он умер на руках
сына и ближайших учеников - Вивиани и
Торичелли. Папа Урбан VIII велел похоронить Галилея в монашеском приделе собора Санта Кроче во Флоренции без почестей и надгробия. 85 лет спустя в 1737 была исполнена последняя воля
Галилея - Флоренция перенесла
прах Галилея в усыпальницу собора Санта
Кроче, и он упокоился рядом с Микеланджело
Буонаротти. Через 340 лет уже Римский Папа Иоанн Павел II думал о строении Вселенной так же, как Галилей. Он признал преследования Галилея несправедливыми и снял обвинения с великого учёного в 1992 году.
Начало: Галилео Галилей: И всё-таки Земля вертится!
За матеріалами Голос UA на РФ
Також читайте:
| |||||||||
Категорія: Біографії. Довідки. Рецепти | Переглядів: 2786 | Додав: holos |
Всього коментарів: 0 | |